Инвестиции в почтовые марки.

Инвестиции в марки на первый взгляд могут показаться лишенными логики и весьма рискованными. Критерии оценки марок в значительной степени носят субъективный характер. Stanley Gibbons несколько лет назад решила навести порядок и составила своего рода биржевой индекс, отслеживающий колебания цен на сто самых популярных марок в мире. По словам финдиректора компании Майка Холла, в этот список не входят самые дорогие в мире марки, цены на которые могут достигать нескольких тысяч фунтов, чьи владельцы известны по именам, а передвижения из коллекции в коллекцию крайне редки.

                    http://s6.uploads.ru/t/YbDgE.jpg

В этот топ-100 самых востребованных покупателями знаков почтовой оплаты входят первая в мире марка, британский «черный пенни», серия Фолклендских островов 1933 года, гонконгская марка 1891 года, выпущенная к юбилею царствования Виктории и американский десятицентовик 1847 года. Ни одной русской марки в индексе пока нет. За последние пять лет ценность верхней десятки списка выросла на 71%, а сам индекс поднялся в 2003 году на 15%. Рынка марок не коснулся обвал котировок на биржах мира 2000-2001 годов, азиатский кризис 1997-1998 годов, крах рынка недвижимости начала 1990-х.

http://s6.uploads.ru/t/TrvV2.jpg
"Черный пенни" - первая в мире почтовая марка, выпущенная в Великобритании в 1840 году.

.

http://s2.uploads.ru/t/z62oS.jpg
Первая памятная марка к 50-летию британского владычества в Гонконге, 1891 года выпуска.

http://s6.uploads.ru/t/qOis8.jpg
Десятицентовик США 1847 года с портретом Вашингтона. Выпуск первых почтовых марок США номиналом 5 и 10 центов состоялся 1 июля 1847 года в Нью-Йорке.

http://s2.uploads.ru/t/Yy0fS.jpg
Юбилейный, посвящённый 100-летию образования колонии Фолклендских Островов, выпуск почтовых марок 1933 года: серия из 12 марок с выразительным изображением местных пейзажей и фауны. Полный комплект в наши дни (2014 год) оценивается примерно в 3 тысячи долларов США.

В чем причины «непотопляемости» и постоянного удорожания марок? У экономистов есть целая теория на этот счет. По их мнению, кредитные деньги, сегодня, рекордно дешевы и наводняют мир в избытке. В давние времена это вызвало бы рост цен на потребительские товары и услуги, что съело бы избыток денег. Однако развивающиеся страны (Китай, Индия, Юго-Восточная Азия) дали возможность производить почти все относительно дешево, а развитие информационных технологий не дает подняться ценам на услуги. В результате дорожает все то, что трудолюбивые китайцы произвести не могут: дома, живопись, антиквариат. И, разумеется, старые марки.

Филателия - это высокомобильный, позволяющий избегать лишнего внимания способ вложения капитала, с постоянным ростом абсолютной стоимости. Последние четверть века цены на марки неуклонно растут, а, предложение на рынке старых марок не увеличивается. В мире 30 миллионов коллекционеров, которые обеспечивают ликвидность рынку и ежегодный оборот марок в мире на 10 миллиардов долларов.

Инвестирование в маленькие клочки бумаги с зубчиками, имеет неоспоримые преимущества: в пересчете на вес они самый ценный товар в мире; цены на них неуклонно растут. То, что вкладывать деньги можно не только в антиквариат, давно знают филателисты во всем мире. Самые дальновидные из них, скупают русские и советские марки: судя по результатам аукционов, именно они имеют самый большой рыночный потенциал. С точки зрения экономиста, пивные пробки, открытки и спичечные этикетки в принципе ничем не хуже марок. Но это в принципе. Главные преимущества филателии основываются на количестве коллекционеров в мире, содержательности материала, глубине исследований и каталогизации, силе традиций. К тому же, в условиях современной России вложить $20 в пятирублевую марку с Николаем II, 1913 года имеет больший смысл, чем приобретать акции НК ЮКОС. Ну, и все-таки Британский музей собирает марки, а не банки из-под колы:)

Преимущества инвестирования в марки

Почтовые марки - прекрасная и законная возможность перевозки капиталов. Редкие почтовые марки представляют собой средство, обеспечивающее необходимую подвижность капиталу. История филателии знает огромное количество примеров, когда марки использовались исключительно для этих целей. В дополнение к своей портативности - редкие марки не так хорошо узнаваемы большинством представителей таможенных и иммиграционных властей. И даже на виду - их ценность незаметна для неспециалиста. Однако купить марки легко, а быстро продать хотя бы по той же цене практически невозможно. Поэтому главным всегда должен быть принцип интереса и удовольствия. Если вы тратите на это деньги, нужно отдавать себе отчет, что это все-таки хобби.

Особенности инвестирования в марки

Марка сама по себе не имеет никакой ценности – это просто очень маленький цветной кусочек бумажки. Марка имеет ценность только потому, что кто-то другой хочет ее иметь и готов за нее заплатить деньги. Поэтому цены на марки зависят от перемен в экономике, моде, настроениях людей и т. д.

Специалисты по инвестированиям советуют не забывать о вторичности вложений в марки: «Не надо вкладывать в них десятки тысяч фунтов, пока у вас нет дома, страховки жизни и пенсионного плана». Однако, когда первичные потребности удовлетворены, разумность инвестирования в марки очевидна.

Будьте аккуратны при покупке филателистических материалов узкой направленности, к примеру редких конвертов, стоимость которых превышает 5000 фунтов стерлингов.
Рынок подобных конвертов довольно узок и Вам будет трудно найти покупателя, который заплатит более высокую сумму. При этом в любой момент времени тысячи коллекционеров во всем мире готовы приобрести полные серии негашеных марок британских колоний времен Виктории, Эдуарда VII, Георга V и Георга VI.

Чем старше и дороже филателистический материал, тем большее внимание коллекционеры уделяют его состоянию. Яркость красок, центровка марок, перфорация, степень сохранности клеевого слоя - совокупность этих факторов сильно влияет на стоимость марок.

Особенности российского рынка филателии

По мнению экспертов, сегодня в России есть все, что нужно для успешного бизнеса на филателии: богатеющий средний класс и высокий уровень образования потенциальных клиентов. Плюс давние филателистические традиции. Плюс мода. Именно в секторе русских и советских марок сегодня происходят чудеса.

Первая русская марка появилась 10 декабря 1857 года. Коричневый прямоугольник с имперским орлом по центру на синем овале, без зубцов, с водяным знаком и без почтового штемпеля американский каталог Scott (самый популярный среди коллекционеров) оценивает в $12 500. В зависимости от состояния и вида гашения цена может колебаться от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. Несколько дореволюционных марок с ошибками печати (перевернутые орлы, смещенные цвета) и недостатками перфорации также стоят не дешевле хорошего подержанного автомобиля.

http://s2.uploads.ru/t/1hfsN.jpg
Первая марка Российской империи была введена в обращение циркуляром Почтового департамента от 10 (22) декабря 1857 года.

.

http://s3.uploads.ru/t/htjsx.jpg
"Консульский полтинник" - филателистическое название одной из самых редких почтовых марок РСФСР, выпущенных в 1922 в серии служебных авиапочтовых марок. В Берлине по заказу посольства РСФСР была сделана надпечатка красного цвета «Воздушная почта Р. С. Ф. С. Р. 1200 германских марок» на дореволюционной марке консульской пошлины номиналом в 50 коп. Её ориентировочный тираж 50—75 экземпляров.

http://s3.uploads.ru/t/A0pYW.jpg
Редчайшая марка «Три жемчужины» была выпущена в декабре 1908 года. Свое название среди филателистов марка получила за три кружка, напоминающих жемчужины. На серийных марках того времени таких кружков было четыре.

По числу дорогих и редких марок СССР чемпионом следует признать десятилетие 1926-1936. Именно оттуда родом полная тайн и легенд история марки «Леваневский с надпечаткой» (дошедшая даже до литературы: инопланетяне в одном из рассказов Кира Булычева изготавливают «молекулярную» копию марки к вящей радости героя-коллекционера). В 1935 году вышла серия марок, посвященных первым героям СССР челюскинцам и вызволявшим их изо льдов Арктики летчикам. В этот период печатается 35-копеечная марка «летчик Леваневский», которую, по слухам, дарил Сталин страстному коллекционеру Рузвельту на день рождения во время войны. Сегодня Scott оценивает эту марку в $20 000, советские каталоги ставили в графе цены стыдливый прочерк, а более поздние российские ограничивались эвфемизмом «цена договорная».

За последние два года цены на советские марки 1920-1940 годов выросли почти в полтора раза, если судить по аукционам, и продолжают расти, хотя каталоги пока не готовы это отражать. При этом в самой России цены на них еще выше. Впервые за всю нашу историю (если не считать многочисленных коллекций, вывезенных в качестве трофеев из Европы в конце войны) марки не вывозятся (с чем неукоснительно боролись поколения таможенников), а ввозятся. Объяснить диспропорцию цен можно тем, что доступ коллекционеров и собирателей к западным аукционам весьма ограничен. Большинство российских пластиковых карт не позволяет расплачиваться в сети (для участия в Интернет-аукционах карта необходима), а доверить российской почте доставку лота ценой в несколько сотен долларов может только очень отчаянный человек. Кроме того, таможенное законодательство в отношении марок весьма туманно, и легальный ввоз (или доставка по почте) марок в Россию сопряжен со всякими трудностями (многие западные продавцы марок просто отказываются разговаривать с покупателем, если он хочет получить их в России).

Так что, похоже, как только проблемы карточек, почты и законов будут решены, на западный рынок хлынет новая волна покупателей. Что неминуемо должно привести к еще большому росту цен. Живущий в Нью-Йорке Андрей Фарберов объясняет ценовые волны социально-историческими причинами: «В советские годы коллекционирование марок было одним из способов дозволенного социального эскапизма городской интеллигенции. Многие уехали, и им, как и тем, кто остался в России, 10 лет назад было не до марок. Постепенно большинство из них становится на ноги и в России, и в эмиграции и возвращается к старому увлечению».

Перспективы инвестиций в марки

Главный риск инвестиций в марки демографический. Сегодня в Англии средний возраст филателиста 65 лет. Российский среднестатистический коллекционер, судя по всему, несколько моложе, но и он неотвратимо стареет. Это объясняется тем, что вкладывать время и деньги в марки чаще всего человек готов, когда основные текущие проблемы жизни уже решены. Вместе с тем опасность того, что филателисты просто вымрут, становится все реальнее. Повод для оптимизма увеличение среднего возраста на планете и улучшение пенсионного обеспечения. У коллекционеров-пенсионеров может оказаться больше денег и времени на свое хобби. А значит, можно надеяться, что и рынок не утратит ликвидности.

-------------------------------
Источник - http://filatelist.ufaexpo.ru/