Почтовая связь, почта, вид связи, осуществляет регулярную пересылку почтовых отправлений — письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок — преимущественно при помощи транспортных средств.
Краткая историческая справка. Потребность людей в обмене информацией появилась в глубокой древности. С зарождением письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер. В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменные сообщения пересылались с конными и пешими гонцами по принципу эстафеты. В раздробленной феодальной средне-вековой Европе существовали монастырские и университетские почты: гонцы монастырской почты поддерживали связь между монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами, а университетской — между учащимися и их семьями; некоторые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам. С развитием торговли и ремёсел появились почты городов, обслуживавшие купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и др. слоям населения. На территории Западной Европы с почтой городов конкурировала частная почта, организованная немецким дворянским домом Турн и Таксис (она просуществовала около 400 лет и была выкуплена в 1867 правительством Пруссии). В 16—17 вв. во Франции, Швеции, Англии и др. странах возникла централизованная королевская почта. С развитием производственных отношений и зарождением капитализма возникла необходимость организации регулярной и быстрой П. с. как внутри стран, так и между странами.
Важная веха в истории почтовой связи — выпуск почтовой марки (1840, Великобритания). В 1869 в Австрии появились почтовые карточки. В 1874 на 1-м Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе Россия, подписали Всеобщий почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 — Всемирный почтовый союз). В 1878 заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения. Появление в начале 19 в. паровоза и парохода, а в начале 20 в. самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население. С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) Почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей и в 70-х гг. 20 в. остаётся самым массовым и дешёвым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, почтовая связь несомненно сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем.
На Руси уже в 10 в. существовал «повоз» — особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В 13 в. организована специальная служба для пересылки письменных сообщений с регламентированным распорядком работы, т. н. ямская гоньба, — самобытное русское учреждение, просуществовавшее до второй половине 19 в. На дорогах, отходящих от Москвы, были построены ямские дворы, где гонцы сменяли лошадей. В 16 в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение — Ямской приказ. С учреждением в 1782 Почтового департамента ямские дворы стали называть почтовыми станциями. Во второй половине 17 — начале 18 вв. наряду с ямской гоньбой, удовлетворявшей потребности административного аппарата, создаются др. почтовые учреждения для нужд не только правительства, но и частных лиц. В 1665 организованы почтовые маршруты из Москвы в Ригу и в 1669 — в Вильнюс, которые давали возможность обмена корреспонденцией, в том числе частной, с зарубежными странами. Внутри страны организована связь между многими городами. В крупных городах учреждены почтамты или почтовые конторы. В 1781 введены пересылка денег по почте и доставка корреспонденции почтальонами, в 1783 — единые тарифы на пересылку корреспонденции в зависимости от её массы и от расстояния. К началу 19 в. насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих. С 1837 почтовые отправления стали перевозить по железной дороге (Россия — одна из первых стран, организовавших такие перевозки). В 1843 создана городская почта в Петербурге, в 1845 — в Москве. В 1843 введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции независимо от расстояния, в 1848 установлены почтовые ящики и выпущены штемпельные конверты (конверт с напечатанным государственным гербом — знаком оплаты), в 1858 — почтовые марки. Всё это значительно упростило пользование услугами П. с. и способствовало росту почтового обмена. С 1865 введена т. н. земская почта для обслуживания сельского населения. Со времени подписания Русским почтовым ведомством Всемирной почтовой конвенции (1878) и вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции существенных изменений в организации русской Почтовой связи не произошло.
Советская власть получила в наследство от царской России отсталую (по сравнению с европейскими странами) Почтовая связь, работа которой к тому же была дезорганизована хозяйственной разрухой в стране. Советское правительство поставило задачу обновления всей организации Почтовой связи и её технического совершенствования. В 1917—21 рядом декретов были расширены функции П. с. (в её ведение, например, переданы распространение периодической печати и справочная служба), выпущены первые советские марки и т.д.
Почтовая связь стала составной частью общегосударственной системы связи — одной из отраслей народного хозяйства СССР. Она удовлетворяет культурно-бытовые потребности населения, потребности промышленности, сельского хозяйства, аппарата управления в обмене информацией как внутри страны, так и с др. государствами. Исключительное значение имеет доставка подписчикам по почте нескольких млрд. экземпляров газет и журналов. Кроме того, работники почты доставляют на дом пенсии миллионам пенсионеров, принимают на селе плату за электроэнергию, инкассируют выручку магазинов потребкооперации. Более 40 тыс. отделений связи выполняют функции сберегательных касс. Сотни тысяч студентов-заочников пересылают по почте контрольные работы и курсовые проекты. Более 8 млн. человек в год получают по почте различные промтовары с баз Посылторга, а сельские магазины — с баз Кооппосылторга. Всё большую популярность у населения приобретают такие виды услуг, как «Книга-почтой», «Подарки по почте», приём почтовых отправлений на дому и др.
Организация Почтовой связи. В организационном отношении Почтовая связь представляет собой единую систему, состоящую из сети предприятий связи и транспортных средств, которые обеспечивают приём, обработку и доставку почтовых отправлений. К предприятиям связи относят почтамты и узлы связи и входящие в их состав отделения связи. Почтамты организованы в республиканских, краевых и областных центрах; в городах республиканского и областного подчинения, районных центрах организованы узлы связи. В городах получают распространение автоматизированные пункты связи «Почта-автомат», где услуги П. с. предоставляются в форме самообслуживания. Сельское население в тех местах, где нет стационарных предприятий связи, обслуживают передвижные отделения связи, под которые оборудуются автомобили повышенной проходимости, курсирующие между населёнными пунктами по расписанию.
Особое место среди предприятий, входящих в систему П. с., занимают прижелезнодорожные почтамты (ПЖДП), отделения перевозки почты по железным дорогам (ОПП) и авиалиниям (АОПП), экспедиционные предприятия и Бюро контроля переводов (БКП). ПЖДП, ОПП и АОПП организуются в пунктах пересечения или конечных пунктах ж.-д., авиационных, автомобильных и водных путей сообщения, где имеется большой объём почтовых перевозок. Их основное назначение — организация перевозки почты на магистральных почтовых маршрутах, а также её сортировка перед отправкой по адресам.
Почтамты и узлы связи организуют Почтовая связь на закрепленной за ними территории — производят приём и вручение почтовых отправлений, осуществляют их обработку и перевозку по почтовым маршрутам. Отделения связи заняты преимущественно приёмом почтовых отправлений, их отправкой в свой почтамт или узел и доставкой поступившей от них почты адресатам.
Для приёма почтовых отправлений на предприятиях связи выделяются специальные помещения, называемые операционными залами, где расположены рабочие места операторов (почтовых служащих). Операторы принимают все виды отправлении, кроме простой корреспонденции (незаказные письма, открытки), которая поступает через почтовые ящики, установленные на улицах и на предприятиях связи.
Под обработкой почтовых отправлении понимают главным образом их сортировку по адресным данным и подготовку к отправке по наивыгоднейшим путям, обеспечивающим быстрейшее вручение их адресатам. На крупных узловых предприятиях связи операции по штемпелеванию, сортировке писем, посылок и бандеролей, горизонтальному и вертикальному их перемещению механизированы на базе современной почтовой техники.
Завершающим этапом работы предприятий Почтовой связи является доставка и вручение почтовых отправлений адресатам. Крупным организациям, предприятиям и учреждениям почта доставляется автомобилями и вручается лицам, уполномоченным на её приём. Эта служба получила название городской служебной почты (ГСП). Населению почту доставляют почтальоны. В городах внедряется моторизованная доставка почты к шкафам т. н. опорных пунктов. Почтальон в этом случае, обходя участок, забирает почту из опорных пунктов и раскладывает её по абонентским шкафам, установленным в подъездах домов. Распространяется и др. форма моторизованной доставки почты, при которой на предприятии связи почта, подлежащая доставке, раскладывается на поточной линии по абонентским шкафам, и затем эти шкафы развозят на автомобилях по доставочным участкам и устанавливают в подъездах домов (шкафы предыдущей развозки при этом снимаются). Всё это облегчает труд почтальонов и ускоряет доставку на 1—2 ч.
Под экспедированием периодической печати принято понимать процесс приёма печати от типографий, заготовку сопроводительной документации, сортировку печати по предприятиям связи, которые будут доставлять её подписчикам, упаковку и отправку на самолётах, поездах или автотранспортом. Обычно эту работу выполняют экспедиции, организованные при типографиях и подчинённые предприятиям связи. Однако во многих случаях экспедирование осуществляют непосредственно предприятия связи — почтамты, ОПП, городские и районные узлы связи — на своих производственных площадях.
В результате осуществления операций по приёму и оплате переводов через предприятия связи проходят огромные суммы денежных средств, исчисляемые несколькими десятками млрд. рублей в год. Для контроля за ними организовано около 50 межобластных БКП. Эти предприятия путём сверки первичных документов по приёму и оплате переводов устанавливают правильность оплаты. В связи с автоматизацией переводных операций на базе машин «Онега-3» и ЭВМ «Минск» БКП реорганизуются в зональные вычислительные центры. Такие центры функционировали (1974) в Ленинграде, Минске и Москве.
Перевозка почты во многих странах осуществляется в основном ж.-д. транспортом. В СССР с его огромными расстояниями и разнообразными климатическими и дорожными условиями для перевозки почты применяют все виды транспорта. Ж.-д. транспортом пользуются преимущественно для перевозки тяжёлой почты — посылок, бандеролей, журналов. Для этого имеется (1974) более 3200 почтовых вагонов, оборудованных для обработки почты в пути и отдыха бригад. Почтовые вагоны включают в состав скорых и пассажирских поездов. На наиболее загруженных направлениях почту перевозят в почтово-багажных поездах, состоящих из 8—12 почтовых вагонов и 2—6 багажных и курсирующих по расписанию. Используют также прямые почтовые вагоны, которые движутся без перегрузки почты до места назначения, с переприцепкой на промежуточных ж.-д. узлах. Расширяются контейнерные перевозки. Авиатранспорт в основном служит для перевозки газет и корреспонденции между крупными городами, внутри областей, краев и республик; в ряде районов Севера и Дальнего Востока самолёты и вертолёты — единственное средство перевозки почты; автотранспортом пользуются при перевозке на межрайонных, внутрирайонных и городских почтовых маршрутах, выемке писем из почтовых ящиков, подвозке почты и почтальонов на доставочные участки; автомобили, в том числе автофургоны большой грузоподъёмности, перевозят газеты и журналы из пунктов их печатания в областные центры и крупные города. Гужевой транспорт применяют на внутрирайонных маршрутах в период распутиц и снежных заносов.
П. с. СССР по числу предприятий занимает 1-е место в мире и предоставляет услуги за самую низкую плату. Для неё характерны высокие темпы роста почтового обмена: за 1966—70 он вырос на 47,9%, тогда как в Великобритании — на 1,7%, во Франции — на 19,5%, в США — на 19,7%, в Японии — на 23,5%, в Индии — на 28,4%. В др. социалистических странах Почтовая связь развивается также высокими темпами, например в Польше за 1965—70 почтовый обмен вырос на 21%, количество почтовых учреждений увеличилось на 6%, пробег автотранспорта — на 37%, ж.-д. транспорта — на 16%. В рамках СЭВ ведётся большая работа по налаживанию сотрудничества в области решения научных проблем, разработки и внедрения новой техники и передовой технологии, по обмену опытом.
Развитые капиталистические страны имеют обширную сеть П. с., например в США в 1970 насчитывалось 32 тыс. почтовых предприятий. в Великобритании — 25 тыс., в Японии — 20 тыс., во Франции — 18,7 тыс. Однако из них предприятиями с полным обслуживанием в США были только 78% в городах и 22% в сельской местности, во Франции — соответственно 21 и 29%, Японии — 50 и 32%. Остальные предприятия представляют собой вспомогательные почтовые пункты; в них производят лишь простейшие операции — приём и выдачу простых и заказных почтовых отправлений, продажу знаков почтовой оплаты, и их, как правило, обслуживают внештатные сотрудники почтового ведомства.
Источник: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/092/131.htm