Почтовые редкости
Есть научные определения понятия филателистической редкости. Дает его и наш, уже сам ставший большой редкостью, "Большой филателистический словарь" (М., "Радио и связь", 1988). Определение не расходится с толкованиями всех мировых филателистических энциклопедий: "По сути, это... очень редкая марка, существующая в небольшом количестве экземпляров. В зависимости от известного количества, раритеты принято делить на группы...". Конкретизируя разговор, отметим: "редкость" подчинена в мировой филателии условной шкале оценки. Просто редкость - это когда известны от 11 до 25 экземпляров; уникум - один известный экземпляр.
Раритеты - уникумы. Филателистические редкости.
С чего начинаются редкости? Готов всерьез утверждать, что иногда... с картинки в твоем букваре. Это когда мальчишкой впервые столкнулся (на картинке ли, наяву ли) с почтовой маркой, загорелся, завел альбом, а лет через двадцать отправился на поиски редкостей. Начинаются редкости подчас и по недосмотру печатника. 19 марта 1879 года в ведомстве по изготовлению государственных бумаг (С.-Петербург), когда завершалось печатание растянувшейся на годы серии новых марок с традиционным российским гербом, запустили в производство темносерую марку с 7-копеечным номиналом. При этом незамеченным попал в печатную машину один, а может быть, и не один, лист другой бумаги с водяным знаком "пчелиные соты". Отпечатанные на этой бумаге марки были выпущены в обращение.
Любопытный казус. Кто-то приобрел экземпляр такой разновидности со штемпелем гашения Перми, и это дало повод к появлению мифа об изготовлении марок в этом северном городе. В настоящее время судьба двух "пермских марок" известна. Одна находится в коллекции Збигнева Микульского, знатока русской марки, вторую пока еще можно купить на филателистических аукционах фирмы Cherrystone (Нью-Йорк) за 60 тысяч долларов. Какая-то "пермская марка" была в свое время приобретена знаменитым русским филателистом Ф.А.Брейтфусом. Не исключено, что именно она впоследствии оказалась в коллекции Фаберже. Во всяком случае часть раритетов Брейтфуса продавалась в сентябре 1998 года на крупном международном аукционе цюрихской фирмы "Коринфила" в рамках реализации энаменитой коллекции марок Агафона и Карла Фаберже.
Общепринятыми редкостями классического периода является целый ряд русских марок конца XIX века. Разновидности некоторых из них, а еще чаще - интересные особенности выпусков минувшего века, включая марки земской почты и марки советского периода, сполна соответствуют строгим критериям мировой шкалы филателистических ценностей. Руководствуясь ими, составители современных красочных альбомов "Редкие марки мира" включают в свои реестры наши отечественные почтовые миниатюры. Появляются русские редкости и в периодически издаваемых, например, аукционной фирмой "Хартес" (Англия) указателях "Rare stamps of the world".
Через несколько лет после появления первой русской почтовой марки, в 1866 году, при печатании марок третьего выпуска с неизменным рисунком, российским гербом, "проскочила" (впервые!) любопытная разновидность. Часть выпущенных марок номиналом в 3 копейки оказалась с перевернутой "сердцевиной" - гербом. Впоследствии ей суждено было стать, по оценке немецкого каталога "Михель", самой дорогой маркой Российской империи. Не будем утруждать себя гаданиями по поводу несовершенств технологий тогдашней типографии, но и в последующие годы подобные казусы с перевернутым центром случались не раз: в 1884 году (марка номиналом в 14 копеек), в 1890 году (14 копеек, 3 рубля 50 копеек, 7 рублей), в 1904 году (15 и 25 копеек). В разряд редкостей относят и такие разновидности, как полное отсутствие центра или перевернутая подпечатка.
Особенно же редким выпуском ознаменовался год 1884. Изданные тогда две марки отличали, на первый взгляд, лишь впервые введенные почтой высокие номиналы - 3 рубля 50 копеек и 7 рублей. Но издатели каталогов заметили другое: марку достоинством 3 рубля отпечатали в Петербурге на разной бумаге. У основной части тиража - бумага с вертикальными линиями, у небольшого количества - с горизонтальными линиями. Марка из небольшого тиража, как признанная редкость, и была удостоена в каталогах самой высокой котировки. Правда, без ложки дегтя не обошлось. Вот один пример. В изданной в 1925 году в Ленинграде книжке "Филателист. Руководство по общему коллекционированию знаков почтовой оплаты" утверждалось: "К числу фальшивых марок относятся марки с рисунком образца 1884 г. в 3 р. 50 к. и в 7 р., но напечатанные на простой бумаге с водяными знаками, расположенными поперек марки.", то есть - с горизонтальными линиями.
И все-таки самой большой удачей считались случаи приобретения марок с перевернутой центральной частью. В период "золотого века" российской филателии самым известным коллекционером считали Филиппа Феррари (1848-1917), итальянского графа, живущего в Париже. Так вот, в его коллекции, состоящей из редкостей, видное место занимал раздел российских марок с большим числом весьма редких экземпляров. И среди них, предмет гордости, марки с перевернутым центром, о которых речь шла выше.
Вообще-то следует со всей ответственностью сказать, что глаза на истинные ценности российских марок - и нам, и зарубежью - раскрывают не какие-то мудрые аналитики, а практические результаты крупных международных аукционов. Ведь и поныне все, что касается наших редкостей, окутано туманом. В статье о ранних выпусках марок России Збигнев Микульский, признанный авторитет в этой области, писал недавно: "Можем ли мы сравнивать эти марки с легендарными и весьма дорогими раритетами, выпускавшимися на малых островах бывшей Британской империи, или с марками других стран, на которых имеются достаточно противоречивые "ошибки" в цвете и которые продолжают искусственно рекламировать и превозносить в качестве самых дорогих объектов для филателистических коллекций? Так что когда мы сравниваем эти "раритеты" с редчайшими марками из царской России, которые в течение 80 лет после революции были практически недоступны для российских же коллекционеров, спонсоров и дилеров, то нам совсем нетрудно предсказать, что их ждет возрождение и большое будущее".
Украшением многих аукционов на протяжении более чем 90-летнего блуждания по филателистическим торгам стала так называемая "тифлисская марка". Она вписала несколько ярких страниц в историю филателистического бизнеса. Этот выпуск тифлисской городской почты, появившийся 20 июня 1857 года, опередил на полгода издание в России общегосударственных почтовых марок. Самая именитая и самая редкая отечественная марка из Тифлиса признана одной из редчайших в мировой филателии. Выполненная тиснением на желтовато-белой бумаге без перфорации, она печаталась не листами, а полосками по пять штук. В настоящее время известны лишь три экземпляра.
Тифлисская марка
Разбираться в извилистых путях ценообразования, которое, по идее, служит отражением степени редкости почтовой марки, непросто. Если графически изобразить цепочку владельцев известных экземпляров, разумеется, с учетом предлагавшихся ими котировок, то получится не относительно прямая линия, а ломаная кривая. Известно, что уже на первых порах "тифлисская марка" превысила цену марки России №1, причем в три раза. Скупивший три экземпляра "тифлиса" Агафон Фаберже, сын известного ювелира Карла Фаберже, показал их на довоенной международной выставке в Вене, где его экспонат стал мировой сенсацией. И уже в 1940 году он с большой выгодой продал все экземпляры на аукционе Хармера в Лондоне. На этих торгах один экземпляр достался крупному специалисту в области русской филателии Стайбу, а на аукционе фирмы "Зигель" в Нью-Йорке в 1971 году другой экземпляр "ушел" за 7250 долларов. Оказавшись вначале в коллекции Нормана Эпштейна, "тифлисская марка" в 1985 году обрела на аукционе Хармера в Нью-Йорке нового владельца. Теперь уже за 9000 долларов (при стартровой цене в 7500). Этим экземпляром пополнил свое собрание Збигнев Микульский, вскоре сконцентрировавший в своих руках все три экземпляра!
Заметим, однако, что между конъюнктурой и реальной стоимостью любого раритета мало общего. В 1966 году в каталоге "Ивер" тифлисский выпуск оценивался всего в 80 тысяч франков, то есть около 15 тысяч долларов. Лукавили составители! Ведь уже в 1971 году за марку выкладывали, как отмечалось, 7250 долларов. Затем в 1985 году за нее давали 9000 долларов. И совсем недавно появилась информация, что пару экземпляров марки Микульский продал за хорошенькую сумму - полмиллиона долларов!
Да, о многом говорит эта цепочка купли-продажи... Но, в конце концов, это ведь естественное явление - блуждание раритетов по мировым прилавкам филателистических аукционов, переход их от одного владельца к другому, сопровождаемый неизбежной эволюцией цен.
Однако отойдем от классики и переведем разговор в русло современной филателии. Разумеется, среди марок, выпущенных в нашей стране, нет подобных "тифлисской унике". Но и XX век не обделил современника редкостями, жемчужинами, изюминками, о которых мечтают многие. У выставочных центров около таких марок особенно многолюдно, а желающих поохотиться за подобными экземплярами на зарубежных аукционах становится все больше среди москвичей, петербуржцев и т.п.
Интересные предложения не редки на торгах таких аукционных фирм, как "Коринфила" (Цюрих), "Хайнрих Келер" (Берлин-Висбаден) и ряда фирм Англии и США. На одном из недавних аукционов основанной в 1913 году немецкой фирмы, называемой пионером германских аукционов, наша отечественная почта была представлена 180 лотами. Среди "изюминок" - марка 1923 года с надпечаткой пятиконечной звезды и аббревиатуры "РСФСР" и новым номиналом 20 рублей на 15-копеечном выпуске дореволюционной России (с гербом). Марка беззубцовая, с длинным нижним полем. Редкостный по сохранности экземпляр сопровождался фотоаттестатом З. Микульского. Стартовая цена - 900 марок. Исключительный интерес вызвал авиапочтовый раздел аукциона, который увенчали пять марок так называемой "консульской почты", в том числе знаменитый "консульский полтинник".
Консульский полтинник
История выпуска не лишена своей интриги. После установления дипломатических отношений с Германией в 1922 году посольство Российской Федерации в Берлине решило употребить сохранившиеся остатки дореволюционных марок консульской пошлины на важное дело. По спецзаказу быстро надпечатали на них красной краской текст: "Воздушная почта РСФСР" и новые номиналы в рейхсмарках. Серия состояла из пяти выпусков разных достоинств. Но экземпляров самого высокого, 50-копеечного номинала, предназначенных для надпечатки "1200 германских марок" не хватило. Теперь эти экземпляры - "консульские полтинники", успевшие обрасти легендами, известны в нашей стране всего в 7-8 экземплярах. А аукционный экземпляр прекрасной сохранности (и вновь с заверкой Микульского) был выставлен на торги со стартовой ценой 8000 марок.
Точку в этой истории можно поставить, упомянув одну из сенсаций Всероссийской филателистической выстаки "Россия-2001. Экспонат москвича Игоря Михайловича Горского "РСФСР, 1918-1923 гг." запомнился великолепной разработкой марок консульской авиапочты. Чего стоит раскладка по пяти типам "консульского полтинника"! Впервые в нашей стране показан раритет всемирного значения.
Видимо, закономерно, что откровения ждут нас чаще всего среди марок авиапочты. Здесь лидеры - выпуски 1930-х годов, посвященные дирижаблям. Так, к визиту германского дирижабля "Граф Цепелин" в Москву (1930) была приурочена серия из двух крупноформатных марок. Здесь большой редкостью стал беззубцовый вариант. В 2001 году на 52-м аукционе парижской фирмы Франсуа Фельдмана, нередко посещаемой гостями из России, была продана беззубцовая серия, оцененная в 12 000 франков.
Евгений САШЕНКОВ
Источник: http://text.uuu.ru/