Конверт первого дня
Классификация
КПД должен содержать в себе три обязательных элемента:
собственно сам конверт;
знак(и) почтовой оплаты (марка, блок);
почтовый штемпель первого дня, дата которого обязательно совпадает с датой эмиссии самой марки.
В зависимости от различий по этим трём элементам КПД условно делятся на два основных вида:
К первому следует отнести любые конверты с марками, гашёные обычным (стандартным) календарным штемпелем в первый день их эмиссии. В этом случае особой привлекательностью у коллекционеров пользуются конверты так называемого «классического» периода (XIX века). Со временем получили широчайшее распространение специальные почтовые штемпели «первого дня», которые от стандартных отличались формой, размером, наличием рисунка, цветом, но обязательным присутствием фразы «Первый день» на французском языке (Premier Jour) и/или на языке страны-эмитента.
Ко второму относятся памятные конверты, специально изготовленные ко дню выхода в обращение конкретной марки. Такие конверты могут отличатся от стандартных размером, рисунком, повторяющим или сходным с рисунком марки, особыми надписями (Premier Jour и т. д.).
История
Впервые конверты первого дня появились в США в 1851 году, но до 1920-х годов они выходили скорее случайно, чем планомерно. В 1920-е годы некоторые филателистические дилеры и отдельные коллекционеры начали преднамеренно создавать эти почтовые сувениры, и в настоящее время коллекционирование КПД пользуется большой популярностью в этой стране. Две крупные американские фирмы начиная с 1933 года регулярно выпускают специальные КПД. Здесь создано специализированное общество, а в 1979 году в Шайенне (штат Вайоминг) был открыт единственный в мире Национальный музей конверта первого дня.
Интерес к КПД очень медленно проникал из Соединённых Штатов в Европу. Во Франции первая попытка выпустить конверт первого дня была сделана лишь в 1936 году по случаю 100-летия со дня смерти Клода Жозефа Руже де Лиля, автора «Марсельезы», а следующий французский КПД увидел свет только в 1943 году. В дальнейшем, однако, они стали встречаться всё чаще и чаще.
Собирание конвертов первого дня как отдельное направление оформилось в конце девятнадцатого-начале двадцатого века. До этого коллекционеры каверс старались найти конверт с маркой самой ранней даты использования, поскольку почтовые администрации выпускали марки без всякой программы или объявления, за небольшими исключениями. Разница в один день на штемпеле ранних американских марок может “стоить” несколько тысяч долларов. Для таких марок нет официального первого для использования, а есть EDU – earliest documented use (самое раннее документированное использование). Например, для 5-центовой марки с Покахонтас это 8 мая 1907, и в каталоге она оценена в 15 тысяч долларов. Естественно, такие марки проходят сертификацию у специалиста.
В СССР первый конверт первого дня был официально выпущен Министерством связи в 1968 году.
В 1920 годах большинство почтовых администраций мира стали официально объявлять о выходе новых почтовых марок, и появились специальные штемпеля “конверт первого дня”. В 1923 году американец Джордж Линн придумал cachet (кашЭй), тогда это была просто надпечатка на конверте. Постепенно другие коллекционеры и дилеры начали создавать собственные каше, обычно это картинка или надпись в левой части конверта более подробно рассказывающая о марке или изображающая предмет (личность, животное, явление), которому марка посвящена.
Первые конверты первого дня действительно проходили почту (адрес часто надписывался карандашом, чтобы его можно было стереть, так как конверт без адреса больше ценится). Сейчас их просто штемпелят и никуда не отправляют, сохраняя девственную чистоту, а потом продают дилерам или напрямую коллекционерам. Конверт, прошедший почту, и в хорошем состоянии, ценится больше.
Помимо официального первого дня гашения объявляется также официальный город гашения. Это обычно одно почтовое отделение, в котором в этот день проходит торжественная церемония выпуска новой марки (особенно если предмет марки важен в политическом или культурном плане). Коллекционеры и работники кашетных компаний выстраиваются в очереди к нескольким почтовым клеркам, которые ставят штампы вручную или пропускают конверты через автоматический штемпелевый механизм.
В зависимости от правил, установленных в государстве-эмитенте, официальные почтовые штемпели первого дня иногда могут применяться для гашения конвертов спустя недели или месяцы после указанной даты. Гашение первого дня может также осуществляться на почтовой карточке.
Неофициальные почтовые штемпели первого дня также могут применяться, когда филателист приобретает соответствующие марки в почтовом отделении в городе первого дня выпуска, а затем приносит их (в тот же день) в почтовое отделение в другом городе, чтобы погасить их, или когда марки наклеиваются на конверты, которые просто опускаются в почтовый ящик в первый день и гасятся обычным почтовым штемпелем этого дня.
Современные КПД выпускаются огромным тиражом, их общее количество обычно документируется. Так например, в 1990 году, когда СССР и США выпустили совместный выпуск 4 марок с морскими существами, общее количество штемпелей в Балтиморе (Мериленд) и Гранд Рапидс (Мичиган), официальных городах гашения на американской стороне, составило 706047 (семьсот тысяч(!), не знаю, сколько в России, но масштаб, наверное, похожий). Штемпель неофициального города, каким-то образом связанного с предметом марки, может цениться больше, чем популярный официальный штемпель.
Марки часто можно купить за неделю до официального гашения и приготовить собственные каше. Сейчас многие компании выпускают каше миллионами (такие FDC многого не стоят). Больше стоят каше, выпущенные малыми выпусками и каше ручной работы, а также технологические ухищрения – со встроенными монетами, с картинкой из шелка и т.п. Можно добавить собственное каше на uncacheted (”чистый”) КПД, но если ваше каше полностью повторяет уже существующий ценный экземпляр – то это подделка, что не есть хорошо. Человек, собирающий отдельную марку на каверс с удовольствием добавит ваше запоздалое творение (т.наз.add-on) к своей коллекции.
Почтовые ведомства могут проводить торжественную церемонию первого дня с целью рекламирования новой эмиссии, при этом почтовые чиновники представляют марку в присутствии имеющих к ней отношение лиц, например, потомков человека, в честь которого выпускается марка. Такая торжественная церемония может также проводиться в месте, которое каким-то образом связано с темой марки, например, место зарождения какого-либо общественного движения, либо на филателистической выставке.
Самым первым известным использованием марки может быть та же дата, что и первый день выпуска, а может быть и другая дата. Так может случиться по ряду причин:
Ещё до первого дня выпуска марки могут быть по недосмотру проданы (или украдены) и погашены на конверте или на бандероли не заметившими этого почтовыми служащими.
Незначительные изменения, вроде другой зубцовки, могут остаться незамеченными служащими, поэтому никто не знает, когда они впервые поступили в продажу. Это также справедливо и в отношении некоторых крупных эмиссий марок, особенно во времена гражданских беспорядков или в случае утраты государственных архивов.
Некоторые марки ранних лет, особенно высоких номиналов, могут не найти спроса и не будут использованы в день выпуска, либо использованные марки могут быть утрачены. Самое первое известное использование таких марок может быть спустя недели или даже месяцы после официального первого дня выпуска.
Поиски самого первого известного использования как старых, так и новых марок представляет собой активную область филателии, при этом регулярно объявляется о новых находках.